«Невозможно представить себе проблемы слепоглухих, которые бы не стояли перед человечеством»
Э. В. Ильенков
Псковская областная специальная библиотека приглашает на выставку литературы, посвящённую слепоглухим людям. Она может быть интересна не только им самим и их окружению, а также всем зрячеслышащим, так как затрагивает общечеловеческие проблемы – воспитание ребёнка и гораздо шире – как формируется человеческая личность и человечность как таковая.
Выставка посвящена настоящим героям нашей страны – великим педагогам, которые сделали возможным дать настоящую, полную силы, творчества и любви жизнь слепоглухим людям: Ивану Афанасьевичу Соколянскому, Александру Ивановичу Мещерякову, Александру Васильевичу Суворову, Эвальду Васильевичу Ильенкову и другим их соратникам.
27 июня – Международный день слепоглухих людей. Эта дата – день рождения Хелен Келлер – знаменитой американской слепоглухой писательницы. Она защищала права инвалидов, путешествовала, писала книги. Самая знаменитая и востребованная книга «История моей жизни» – в ней она откровенно рассказывает о своей инвалидности и своей жизни. В возрасте полутора лет после тяжёлой болезни девочка тотально оглохла и ослепла. Но, благодаря удивительной вере няни Энн Салливан, девочка смогла выучиться и даже получила степень бакалавра. О том, как она смогла понять речь – самом главном, поворотном моменте в своей жизни – она вспоминает так: «Мне как-то вдруг открылась таинственная суть языка. Я поняла, что “вода” — это чудесная прохлада, льющаяся по моей ладони. Живой мир пробудил мою душу, дал ей свет». Марк Твен, писатель, близкий друг Келлер, вдохновлённый её самоотдачей и целеустремлённостью, однажды сказал: «В XIX веке было два по-настоящему великих человека – Наполеон и Хелен Келлер».
В нашей стране есть свои герои. Когда мы говорим о слепоглухих людях, то вспоминаем Ольгу Скороходову, её учителя Ивана Афанасьевича Соколянского и, конечно, «Загорский эксперимент».
Примеры высокого духовного развития слепоглухих в нашей стране служат образцом того, что может быть достигнуто при специально организованном, всесторонне управляемом процессе обучения.
Ближайшим соратником А. И. Соколянского стал Александр Иванович Мещеряков. Именно он воплотит в жизнь его планы: откроет в институте лабораторию слепоглухонемых детей, выступит в инициатором открытия Загорского детского дома для слепоглухонемых, разработает технические устройства для слепоглухих, организует первый в мире эксперимент по обучению детей с нарушениями слуха и зрения в высшем учебном заведении.
Результаты данного эксперимента имеют огромное научное значение и доказывают способность людей со слепоглухотой заниматься научной работой и жить полной жизнью. В 1980 г. А.И. Мещерякову совместно с И.А. Соколянским посмертно присуждена Государственная премия СССР в области науки.
Александр Васильевич Суворов, один их участников эксперимента, профессор так подводит итоги:
«Словом, в психолого-педагогическом отношении из «Загорского эксперимента» можно извлечь следующие уроки:
1. Всякие безусловные, врождённые рефлексы эгоизма, альтруизма, агрессии, лени и тому подобные – миф. Реальность – ориентировочно-исследовательская реакция, которую приходится целенаправленно формировать с самого начала. В этом именно смысле человеческая психика вся, на все сто процентов, формируется прижизненно – ничего «врождённого» в ней нет, всё – «благоприобретённое».
2. «Полуживотным-полурастением» слепоглухонемого, да по существу и всякого, ребёнка делает тотальное обслуживание взрослыми, когда с ним обращаются, как с неодушевлённым предметом, – его кормят, одевают/раздевают, высаживают на горшок, купают, – с ним что-то проделывают, а от него требуется только «удоборуководимость». И очеловечивающий смысл грамотной работы педагога заключается в том, что на место обслуживания ставится самообслуживание: ребёнка целенаправленно учат обслуживать себя. Увы, когда взрослого воспитанника «выводят» из детдома обратно в семью или дом престарелых, он опять попадает в ситуацию, когда окружающим удобнее обслуживать, а его самообслуживание им мешает, – они, видите ли, «отвечают» за его жизнь, «переживают» за него. За право на самообслуживание взрослым слепоглухим приходится (если хватает ума) бороться. Разумеется, ничего не надо доводить до абсурда, и, настаивая на самообслуживании, отстаивая его, надо учитывать его посильность, которая с возрастом может уменьшаться. Например, мне всё труднее передвигаться вообще, по лестницам – особенно, нужны ходунки, а то и коляска; но что только могу, – я упорно, до последней возможности, пытаюсь делать сам.
3. Всеобщий закон формирования навыков самообслуживания, да и вообще закон всякого возможного обучения, всякого возможного человеческого взаимодействия – совместно-разделённая предметная дозированная деятельность.
4. Цель учебно-воспитательного процесса в Загорском детдоме, согласно А. И. Мещерякову – «формирование системы целенаправленного поведения». Эта цель достижима не для всех ребят. Но даже слепоглухонемых детей с тяжёлой умственной отсталостью, с тяжёлыми органическими поражениями мозга, удаётся научить хоть чему-то, – не системе целенаправленного поведения, так отдельным поведенческим навыкам, пусть и выполняемым не спонтанно, а по сигналу педагога. ХОТЬ ЧЕМУ-ТО удаётся научить ВСЕХ, и в этом смысле, – делает А. И. Мещеряков ошеломляющий вывод, – необучаемых, то есть совсем, абсолютно необучаемых, ничему не научаемых, детей - НЕ СУЩЕСТВУЕТ.»
Ему вторит и отвечает, неофициальный организатор Загорского эксперимента – философ Эвальд Васильевич Ильенков: «Ты верно и остро понял, что проблемы, в которые ты упёрся, абсолютно ничего специфического для слепоглухого не составляют. Не буду лицемерить и говорить, что зрение и слух – вообще маловажные вещи, что в силу известной диалектической истины – “Нет худа без добра” – ты в свои двадцать один год уже дорос до такого сознания, которым дай бы бог обладать миллионам зрячеслышащих. Зная тебя, знаю, что сладеньких утешений ты не примешь, что ты к ним глух. Я понимаю, что слепоглухота не создаёт ни одной, пусть самой микроскопической, проблемы, которая не была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их, – больше она не делает ничего. И поэтому ты в свои двадцать лет осознал и выразил их острее, чем большинство зрячеслышащих с высшим образованием, – так остро, как очень немногим удалось их осознать.»
Ещё один участник эксперимента – Юрий Михайлович Лернер.
Юрий Михайлович Лернер родился 31 мая 1946 года в селе Печера Псковской области, в раннем возрасте заболел менингитом, потерял зрение, а позже и слух. К этому моменту мальчик, благодаря своим родителям, уже овладел словесной речью. Родители обучали его сами. Они разработали свою методику: на каждую букву – игрушка, которую можно ощупать руками, с которой можно играть и вылепить похожую из пластилина. Ю. М. Лернер вспоминал, что пластилин не дал тогда ему, маленькому, сойти с ума.
В 1971 году Юрий Лернер и ещё три воспитанника детского дома в Загорске занимались в экспериментальной группе слепоглухих при Институте дефектологии. Через год вся экспериментальная группа поступила на факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Ю. М. Лернер обучал лепке слепоглухих ребят, работал над расширением ассортимента наглядных пособий для незрячих: барельефы, горельефы, рельефно-графические схемы и рисунки.
Юрием Михайловичем выполнен бюст учителя – профессора А. И. Мещерякова (1923-1974). Отлитый из бронзы он установлен в Москве, на Востряковском кладбище, на могиле А. И. Мещерякова.
В Пскове не раз проходил фестиваль «Другое искусство», на одном из которых был представлен спектакль с участием слепоглухих людей.
Приглашаем на выставку литературы. Более подробно узнать, какие книги посвящены данной теме можно благодаря списку литературы. Ссылка на список литературы.
Псков, улица Набат, дом 5.
Телефон: 8(8112)72-42-53.
Подготовила главный библиограф осп «ПОСБНС им. А. А. Бологова» Е. С. Сторокожева.