180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.

Новости

«ПРЕЖДЕ ВСЕГО – ЧЕЛОВЕК»: выставка литературы к Международному дню инвалидов

 29/11/23 
Международный день инвалидов установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году с целью интеграции инвалидов в жизнь общества. Вы, наверное, знаете, что 15% живущих на Земле людей – инвалиды. Но если мы оглянемся вокруг, то вряд ли это заметим. Нет отдельного социума инвалидов и здоровых, есть наш большой общий мир, поэтому включение людей с инвалидностью в жизнь общества – одна из важнейших, приоритетных задач современной России. На этом пути встречаются объективные и субъективные трудности. Этому мешают не только недостаточное развитие экономической, социально-психологической помощи, но и широкое распространение социальных установок, предубеждений, стереотипов. Чем больше люди (с инвалидностью и без) будут общаться между собой, узнавать друг друга, тем понятней станут проблемы, те или иные трудности, тем ближе, сердечней будет отношение к человеку с инвалидностью. Отрадно, что в истории нашей страны есть примеры (порой уникальные), когда встречаются огромное стремление жить полной жизнью человека с инвалидностью и тёплое, умное, активное содействие родителей, педагогов и всех небезразличных людей. Представляя выставку литературы «Прежде всего – человек!», мы хотим, чтобы в инвалиде видели человека, а не те или иные ограничения – умственные, физические или сенсорные. В предложенных изданиях освещаются разные стороны жизни людей с инвалидностью в обществе:

Сценарий фольклорного мероприятия для людей с нарушением зрения

 23/11/23 

 

«смоленские посиделки»

 

сценарий фольклорного мероприятия для людей с инвалидностью по зрению

 

 

Автор: Базылева Анна Анатольевна,

 

заведующая отделом обслуживания

 

ГКУК «Смоленская областная специальная библиотека для слепых»

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Цель мероприятия:

 

- познакомить незрячих читателей с фольклором родного края через такую форму досуга, как посиделки;

 

- популяризировать краеведческую литературу.

 

 

Задачи мероприятия:

 

- прочитать вслух уникальное издание – сборник «Смоленские сказки», составленный по материалам этнографа Владимира Добровольского;

 

- познакомить аудиторию с разными жанрами и видами смоленских сказок;

 

- обсудить с аудиторией прочитанное;

 

- вовлечь аудиторию в активное участие в фольклорных посиделках.

 

 

Реквизит:

 

Стол, льняная скатерть, стулья (лавки), светильник для свечи (закрытый, безопасный с точки зрения пожарной охраны), самовар.

 

 

Дидактический и раздаточный материал:

 

Книга «Смоленские сказки», избранные сказки отпечатать шрифтом Брайля.

 

Клубок, яблоко, ложки или трещотки для проведения игры.

 

Ноутбук (компьютер, музыкальный центр или др. оборудование) для воспроизведения музыки. Принтер для РТШ-печати, брайлевская бумага.

 

 

Музыкальное оформление:

 

Файл «Смоленский гусачок», исп. Сергей Привалов и Олег Буданов

 

 

Методические советы по проведению:

 

На роль чтецов пригласить незрячих читателей с хорошей дикцией, грамотной речью и владеющих рельефно-точечным шрифтом. Распечатать для каждого избранную сказку по Брайлю. Заранее отрепетировать чтение вслух. Ведущие – специалисты библиотеки, либо студенты-волонтёры.

 

Время проведения мероприятия – осенне-зимний период, как раз тот, когда и проводились в старину посиделки.

 

Мероприятие (чтение вслух, обсуждение) проводить за общим столом, по возможности за чаем и угощением.

 

Для игры «Катилось яблочко» участникам лучше выйти из-за стола, образовать хоровод.

 

В музыкальном сопровождении можно использовать народные мелодии, например, «Смоленский гусачок». Замечательно, если незрячие участники заранее сами подготовят музыкальные номера.

 

Общая продолжительность мероприятия 1,5 часа. Количество участников – 10-15 человек.  Возраст 16+


 

СТРУКТУРА МЕРОПРИЯТИЯ

 

Ведущий 1: Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать! Мы пригласили вас на посиделки. Проведём их по-смоленски. 

 

Ведущий 2: Что же делали на подобных встречах наши предки, без телевидения, интернета и социальных сетей? 

 

Ведущий 1: Долгими зимними вечерами собирались смоляне за какой-нибудь ручной работой, и наступало время для песен, забав, да россказней. Вот и мы сегодня приготовили для вас старинное занятие. За чаем да угощением почитаем вслух «Смоленские сказки».

 

Ведущий 2: Сказки Смоленского края на редкость разнообразны по форме и содержанию, ведь на местную культуру оказали влияние не только русские, но и европейские традиции. Есть среди смоленских сказок и комедии, и фарсы, и притчи, и психологические драмы. Все они, как ядрёные орехи, наполнены жизненной энергией и силой. А может, это называется «русским духом»?

 

Ведущий 1: Жизненной силой смоленских сказок поделится с нами ФИО (ЧТЕЦА). Он (она) прочтёт психологическую драму "ТРИ СЕКРЕТА ЛЕСНОГО ХОЗЯИНА"

 

Актёр читает сказку.

 

Ведущий 2: В старину сказки передавались из уст в уста, по памяти. Давайте проверим, кто из слушателей был бы хорошим сказителем? Назовите 2 секрета лесного хозяина.

 

Верные ответы:

 

1 секрет - раз в жизни и петух несётся.

 

2 секрет – много не проси! Ведь недаром умные люди говорят: «Лишнего пожелаешь - последнее потеряешь!»

 

Ведущий 2: Какие ещё психологические советы можно найти в этой сказке?

 

Обсуждение прочитанного.

 

Ведущий 1: Особенно любили смоляне на посиделках слушать страшные истории о встрече с нечистой силой: лешими, чертями и другими потусторонними существами. Давайте и мы послушаем. ФИО (ЧТЕЦА) читает про «ВОЛКОДЛАКОВ», и «КЛАД ВОЗЛЕ ХМАРЫ».

 

Актёр читает сказки.

 

Ведущий 2: Рассказывали ли вам подобные истории ваши бабушки и дедушки?

 

Обсуждение прочитанного.

 

Ведущий 1: Все симпатии в смоленских сказках отданы простому мужику. Он трудолюбив, честен, смекалист. Его нравственные представления выше, чем у лиц из господствующих слоёв. Ищет смоленский мужик правду и социальную справедливость, осуждает жадных да глупых панов, обличает нарушающих проповедуемые ими же высокие истины попов. Две сказки "О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ" и "КАК ТАРАС ПОПА ОБМАНУЛ" читает ФИО (ЧТЕЦА)

 

Актёр читает сказки.

 

Ведущий 2: Какие современные нравы описаны в этих сказках?

 

Обсуждение прочитанного.

 

Ведущий 2: На посиделках часто завязывались романтические отношения. Молодые люди могли похвастаться своей силой, ловкостью, остроумием. Девушки же демонстрировали женские качества, которые считались обязательными для замужества – умение готовить, шить, а также хвастались своей красотой, умением петь и танцевать. Давайте и мы покажем свои таланты. Просим всех в хоровод.

 

Звучит «Смоленский гусачок». Под музыку проводим игру «Катилось яблочко».

 

По кругу передавать яблоко, или клубок под музыку, когда музыка заканчивается, у кого яблоко/клубок в руках останется должен загадать аудитории загадку, или спеть куплет песни, показать танец, сыграть на ложках/трещотках и т.д. Здесь могут быть заранее отрепетированные музыкальные номера от читателей.

 

Ведущий 1: Молодцы! Задорно поиграли, удаль свою показали!

 

Ведущий 2: Представляем вам ещё один интересный цикл смоленских сказок – «Сказки о Петре». Царь Пётр I бывал в Смоленске много раз, любил город, и народ сохранил эти воспоминания в устном творчестве. Жанр, к которому относятся эти произведения можно обозначить, как исторические комедии. Давайте послушаем "КАК ВОР ПРИГОДИТЬСЯ МОЖЕТ" в исполнении ФИО (ЧТЕЦА)

 

Актёр читает сказку.

 

Ведущий 1: Петр I, как герой сказки, безусловно, отличается от своего реального исторического прототипа. Каким вы увидели в этой сказке русского царя?

 

Обсуждение прочитанного.

 

Ведущий 2: Сказки, рожденные на смоленской земле, были записаны этнографом Владимиром Добровольским в начале 20 века. Он сохранил колорит родной русской речи, смоленских говоров. Мир смоленских сказок  не столько волшебный, сколько парадоксальный. В нём уживаются люди всеведающие и простаки, причудливым образом переплетаются надежда на русский «авось» и вера в Бога. Фантасмагорию "АНГЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ" представит нам ФИО (ЧТЕЦА).

 

Актёр читает сказку.

 

Ведущий 1: Можем ли мы назвать эту сказку прообразом славянских фэнтези?

 

Обсуждение прочитанного.

 

Ведущий 2: Дорогие гости званые да почётные! Сегодня мы с вами прочитали несколько смоленских сказок. Как же здорово сочиняли смоляне! Всё в этих историях: смекалка, юмор, житейская мудрость, дивные чудеса.

 

Ведущий1: Посиделки удались на славу благодаря вашему участию! Давайте чаще встречаться за чтением и не забывать наши, смоленские, русские традиции!


 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.     Ильин, В.В. Смоленский край в литературе и фольклоре / В.В. Ильин. – Смоленск, 1995

 

 

2.     Кошелев, Я.Р. Народное творчество Смоленщины / Я.Р. Кошелев. — Смоленск: Смоленское областное книжное издательство Смядынь, 1997

 

 

3.     Смоленские сказки / сост. М. Волкова.- Смоленск: Свиток, 2017

 

 

4.     Соколов, Ю.М. Русский фольклор. – Москва: Издательство Московского университета имени М.В. Ломоносова, 2007

 

 


Мастер – класс «Поздравительные открытки»

 23/11/23 

                                   Мастер – класс «Поздравительные открытки» 

 

Инклюзивная практика работы с лицами с ОВЗ и инвалидами

 

 

 

Подготовила: Исакова Бела Николаевна,

 

библиотекарь МБУК «Гдовская РЦБ им. Л.И. Малякова»

 

 

Цель проведения занятия - реабилитация инвалидов, изменение их эмоционального состояния. Методом арт-терапии человек нагляднее проявит себя, выразит свои переживания. Способ выражения - ручная работа, при помощи которой снимается стресс, нервное перенапряжение. Повод - изготовление открыток, чтобы вручать их юбилярам на дому при посещении членов клуба «Рябинушка» активистами Общества инвалидов и библиотеки.

 

Подготовительно-организационный этап.

 

а) Еще на этапе приглашения на заседание клуба предупредить о том, чем будем заниматься (может человек хочет петь или читать стихи). Мужчинам отведем роль активных помощников: найти хороший картон, красивую бумагу, наточить ножницы. Пусть также определят свое отношение к этой работе.

 

б) Если участник уже представляет, какую он будет делать открытку, пусть захватит из дома кружево, бусинки, пуговицы, пластиковые глазки или другие оригинальные предметы.

 

в) Ведущему надо самому позаботиться о литературе по теме работы (в женских журналах очень много описаний изготовления легких и нарядных открыток). Эти варианты предложить «неопределившимся».

 

г) Ведущий заранее должен позаботиться о бумаге, картоне, клее, двустороннем скотче, инструменте (ножницы, линейки, карандаши),  тех элементах декора, которые встречаются в предложенных им вариантах.

 

д) Для проведения МК основным ядром выбрать   слабовидящих членов клуба. Вокруг них формируем группу из 10-12  человек. Разбиваем присутствующих на пары: слабовидящий – с общим заболеванием, с нарушением центральной нервной системы – с другой нозологией и т.д. Основная работа ложится на более здорового   участника.

 

 

 

Основная часть  (содержание мастер – класса)

 

а) Ведущий рассказывает о применении на занятии метода психотерапии, который называется арт-терапия и использует художественные приемы для творчества. Самое легкое и подходящее – работа с бумагой, картоном, красками. Она задействует нервные окончания на кончиках пальцев, положительно действует на нервную систему, позволяет сосредоточиться, что нормализует сопутствующие эмоции. Все это не только способствует улучшению здоровья, но и приносит эстетическое удовлетворение мастеру и радость одариваемому. «Будем делать поздравительные открытки для подруг, которые можно вручить с подарком на дому (или поздравить их на очередном заседании клуба)» 

 

б) Если будут вопросы и комментарии  о том, что легче купить готовую открытку, убедить, что близкий человек обязательно оценит  фантазию,  умение и чувство вкуса. Это будет не продукт массового производства, а эксклюзивная вещь, в которую при изготовлении вложили частичку души.

 

в) Ведущий предлагает ознакомиться с литературой по теме. В это время он рассказывает об истории ручной открытки.

 

Об истории открыток ручной работы практически ничего неизвестно.

 

Первое упоминание об открытках датируется около 500 лет назад до нашей эры. В те годы открытки представляли собой листы папируса, которые расценивались египетской и китайской культурами как послание благосостояния и доброжелательности. Кардмейкинг - в переводе с английского «делать открытку». Техника изготовления открыток вручную зародилась еще в Древнем Китае. Там существовал обычай – в канун Нового года обмениваться открытками, приглашениями, поздравлениями, сделанными своими руками. Такие открытки носили очень индивидуальный характер, были украшены в соответствии со вкусом, характером, индивидуальностью адресата, снабжались только ему посвященными афоризмами, надписями и пожеланиями. В 1400 году открытка, сделанная вручную, попала в Европу и обрела необычайную популярность. Почти до конца 19 века во всех уголках Европы люди поздравляли друг друга именно самодельными открытками. В то время не было почты, поэтому открытки доставлялись людям лично. Из-за этого процесс дарения был недешевым  и только богатые люди могли позволить себе обмениваться открытками. К концу 19 века начался научно-технический прогресс, появились специальные печатные устройства, а сними и первые типографии. Производство открыток было поставлено на конвейер, отпала необходимость делать в подарок открытки своими руками - гораздо проще и дешевле стало купить однотипную поздравительную открытку.

 

г) Рассказывая об изготовлении открыток,  не надо употреблять постоянно иностранные слова – скажут: «Мы русские люди».

 

д) Когда выбор варианта сделан, отметить, что открытка ручной работы – особый вид рукоделия, ведь при ее изготовлении мастер вкладывает в поздравление свою душу и сердце, придает подарку индивидуальность. Это не просто карточка, украшенная кружевом, бусинками, картинками, это та самая часть души мастера, которую он дарит в качестве подарка.

 

е) Ведущий работает над своей открыткой  и, если есть вопросы, приходит на помощь другим участникам.

 

Рефлексия

 

а) Представление выполненных работ (ведущий оценивает деятельность участников и по их работам отмечает изменения мыслей и чувств, улучшение эмоционального фона встречи).

 

б) Награждение победителей  (небольшие подарки). Участники сами  выбирают лучшие работы, обосновывая свой выбор.

 

в) В заключительном слове ведущий советует присутствующим не ограничиваться только этим занятием. В домашних условиях можно заняться плетением из бисера, оригами, аппликацией и т.д., что тоже снимет стресс и поможет сосредоточиться.

 

г) Если кто захочет выразить свое мнение о мастер-классе – выслушаем, прокомментируем.

 

д) Фотография участников с выполненными работами (у нас такая традиция -после каждого заседания клуба фотографируемся и пополняем альбом).

 

Планируемое общее время встречи-1,5-2 часа.

 

 

 

 


Мастер- класс для детей с нарушением зрения «Зимние узоры»

 23/11/23 

Мастер- класс для детей с нарушением зрения

 

«Зимние узоры»

 

 

 

 

Подготовила: Иванова Елена Геннадьевна,

 

зав. отделом обслуживания читателей

 

МБУК «Пушкиногорская центральная районная библиотека»

 

                                               

 

 

Цель: приобщить детей с ОВЗ к изобразительному творчеству.

 

Задачи:

 

- познакомить с техникой «восковые мелки + акварель»,

 

- развивать усидчивость, терпение, внимание и воображение;

 

- воспитывать интерес к творческому процессу детей с ОВЗ и слабовидящих детей;

 

- создать комфортную психологическую обстановку.

 

Материалы: белый альбомный лист А4, восковые мелки или восковые свечи, акварельные краски (голубая, синяя), кисть или губка.

 

Особенности мастер-класса.

 

В ходе предварительной работы по подготовке к мероприятию для выполнения была выбрана одна из нетрадиционных техник рисования восковыми мелками и акварелью. На первый взгляд, кажется, что эти два материала несовместимы, поскольку воск отталкивает воду. Но именно это свойство и позволяет добиваться удивительных результатов – картины, нарисованные восковыми мелками и акварелью необычайно выразительны. 

 

Данный материал доступен для детей с нарушением зрения как вид творчества, поскольку материал должен быть четким, точным, ярким и красочным. Кроме того, эта техника рисования позволяет использовать разные материалы (знакомит с разными материалами), чистые локальные цвета (по рекомендациям, предпочтительнее использовать темные изображения на белом фоне и наоборот).

 

Нетрадиционное рисование — основа многих арт-терапевтических техник, позволяет преодолеть чувство страха, вселяет уверенность в себе, дарит свободу самовыражения.

 

Ход занятия

 

Здравствуйте ребята!

 

Какое время года у нас сейчас? Кто знает?

 

Пришла Зимушка -  зима стало холодно, заковала льдом речки и озера, землю и деревья укрыла своим снежным одеялом, а на окошках решила нарисовать причудливые узоры.

 

А вы видели на окошках зимние узоры?

 

Давайте посмотрим.

 

Презентация фото зимних узоров

 

Очень красивые узоры, разные завитки, круги, линии, звездочки и снежинки умеет рисовать Зима.

 

Вот послушайте, какие стихи написал о морозных узорах писатель Сергей Косолапов.

 

Узоры на стекле
Мела метель метлою белой.
На замороженном окне
Мороз своей рукой умелой
Нарисовал рисунок мне.

Нарисовал он на просторе
Крутых изгибов кружева.
И на стекле слились узоры
И разглядел я лишь едва,

Что между нитей и сплетений,
Ажурных лент из серебра,
Есть много разных ответвлений,
Что незамечены сперва.

В них я увидел совершенство
И плавных линий волшебство
И окунулся в свое детство,
Смотря в узорное стекло.

 

Очень красивое стихотворение.

 

А скажите с чем автор сравнил морозный узор? (Ажурные ленты, кружево)

 

Ребята, давайте тоже попробуем нарисовать морозный узор, но не стекле, а на бумаге.

 

Возьмем наши белые листочки бумаги и представим, что этот окно, и мы с вами нарисуем узоры на нем. И не просто нарисуем, а как зима невидимо поколдуем.

 

Но сначала отступим 2 сантиметра от края листа бумаги белым восковым мелком нарисуем рамку окна, она может быть и узкая, и широкая, пока она не видна и сливается с цветом бумаги. Но скоро произойдет волшебство.

 

Затем взяли в ручки восковой мелок синего или голубого цвета и рисуем разнообразные узоры на «стекле» нашего окошка (это могут быть изогнутые линии, завитки, снежинки и т.п.)

 

Чтобы изображение лучше проявилось, необходимо взять широкую кисть или губку обмакнуть в голубую (синюю) краску и покрыть лист крупными мазками. Рисунок появится как по волшебству!

 

Посмотрите на рисунки мы с вами настоящие волшебники.

 

Зима, позавидует красоте наших «морозных узоров».

 

Вот так чудо, на окне
Снежные узоры!
Дед мороз  рисует мне
Сказочные  шторы!

 

В этой технике «акварель и восковые мелки» можно рисовать разные картины. Вам понравилось рисовать?

 

До новых встреч!

 

 

 

   

 

Литература

 

1. Казакова Р.Г. Занятие по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. - СПб. : КАРО, 2007. - 178 с.

 

2. Киселева М.В. Арт - терапия в работе с детьми. СПб. : Речь, 2008.

 

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. ред.  Л.И. Плаксиной.